Ярославль
+7 485 269-52-89
пн-пт 8:00-23:00сб-вс 9:00-22:00
А это нормально?

Почему меня как преподавателя интересует вопрос нормы (языка и речи)? Всё очень просто: могу ли я учить какой-либо форме слова, выражению, конструкции и т. д., которые, хотя и используются носителями языка, не являются нормированными?- вот что я подразумеваю в вопросе о норме.


Задавая его себе, преподаватель неизбежно сталкивается с такими понятиями, как императивность и диспозитивность норм, их «расшатывание».


Теперь обо всём по порядку. Вы, наверное, заметили, что внезапно вместо единственного числа – «норма», я стала употреблять множественное («нормы»).
Дело в том, что абсолютная норма – это некая идеальная модель, стандарт, если хотите, от которого мы отталкиваемся. Отклонения от нормы могут получить в языке широкое распространение, но всё равно выходить за рамки правил этого языка. В этом случае мы говорим об императивной норме. А бывает так, что в зависимости от множества факторов возможны варианты. Например, важную роль при выборе той или иной языковой формы или конструкции могут играть ситуация общения, цель высказывания (сравните: человек сейчас будет аргументировано отстаивать свою точку зрения в научных дебатах или рассказывать анекдот в кругу иностранных друзей) и многие другие факторы. В данном случае речь идёт о диспозитивности нормы.


Если мы более подробно поговорим о функционировании норм в речи, то непременно столкнёмся с таким понятием, как «узус».
«Соблюдение узуса делает речь аутентичной», - блестяще заметил в одном из своих трудов В.Г. Гак. Это означает, что соблюдая те или иные «общие» правила, характерные для носителей языка в каждой конкретной ситуации, мы начинаем в этой самой ситуации изъясняться, как изъяснялся бы носитель. Поэтому иногда от преподавателей можно слышать, к примеру: «Будьте внимательны в использовании этой конструкции – звучит не по-французски». Иными словами, узус – это «общая речь», «как принято» в данной ситуации, определённая закономерность употребления выражений и конструкций, сложившаяся в языке в процессе его развития.


Расшатывание норм зачастую обусловлено существованием не только общей, но и индивидуализированной, речи. Мы уже упомянули о том, что формальная норма может весьма отличаться от реальной. На примере индивидуализации речи это видно наиболее явственно. Иногда, используя в речи определённые языковые формы и конструкции, конкретный говорящий привносит в них некоторые изменения. Если речь идёт о норме, то эти изменения, как правило, не выходят за рамки узуса, то есть индивидуализированная и общая речь - не обособленные понятия, а взаимовлияющие. Очень часто причина определённого отбора языковых средств – различная языковая компетенция носителей языка (например: то, что будет считаться верным и правильным для одного человека, другому может показаться странным и неприемлемым для употребления в речи).
Наконец, постараюсь теперь ответить на поставленный мною в начале статьи вопрос.


Пожалуй, отвечу так: язык и речь - многогранные явления, у каждого из нас есть какие-либо слова и конструкции - «любимчики», а каждый из нас индивидуален и уникален и имеет право выбирать различные вербальные пути выражения своих мыслей, не противоречащие определённым правилам, которыми пользуются носители языка. А также хотела бы отметить, что и в языке, и в речи, и в жизни вообще провести грань между нормой и не-нормой зачастую очень сложно, поэтому, отвечая на этот вопрос, я ставлю не точку, а многоточие…

Лобанова Ирина
09.02.2011